МБОУ СШ№5 им. С.М.Кирова
г. Ульяновск

Методическая работа

Методическая тема

 «Образовательная среда школы как условие и ресурс развития творческих способностей педагога и обучающегося в условиях реализации ФГОС 2010 и постепенного перехода к обновленным ФГОС».

Цель: создание условий для непрерывного развития учительского потенциала, повышения уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции педагогов как фактора повышения качества образования в условиях реализации обновленных образовательных стандартов.

 Задачи:

1.Обновление содержания образования через:  

  • Совершенствовать условия для реализации ФГОС начального образования (НОО- обновленное содержание) и ФГОС основного общего образования (ООО обновленное содержание), совершенствовать качество обученности выпускников на уровне среднего общего образования (СОО).
  • Создавать условия (организационно-управленческие, методические, педагогические) для основных образовательных программ НОО, ООО и СОО образовательного учреждения, включающих три группы требований, в соответствии с Федеральным государственным стандартом.
  • Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями.
  • Активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению инновационного педагогического опыта творчески работающих педагогов.
  • Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня компетентности и методической подготовки педагогов.
  • Обеспечивать методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами
  • Создавать условия для самореализации учащихся в образовательной деятельности, развития ключевых компетенций учащихся.
  • Развивать и совершенствовать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
  • Развивать ключевые компетенции учащихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.

 2. Дальнейшее развитие кадрового потенциала через:

  • активизацию работы по развитию творческого и инновационного потенциала учительского корпуса за счет дальнейшей реализации мер стимулирования;
  • создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов черезих участие в профессиональных конкурсах, создание авторских педагогических разработок, проектно-исследовательскую деятельность, обучающие семинары, вебинары и курсовую подготовку; 
  • продолжение работы по обобщению и транслированию передового педагогического опыта творчески работающих учителей через организацию и проведение методических недель, педагогических советов, открытых уроков, мастер-классов.
  • обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и постепенного перехода к новым ФГОС.

3. Совершенствование системы поддержки одаренных детей через: 

  • выявление и развитие детской одарённости и поддержки детей в соответствии с   их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;  
  • реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся;
  • расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах интеллектуально-творческой деятельности;  
  • формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, предоставление им оптимальных возможностей для реализации индивидуальных творческих запросов через активизацию работы по организации проектно-исследовательской деятельности. 

Миссия методической работы образовательного учреждения: «Успех для каждого»

 Основные идеи, лежащие в основе управления методической работой: 

  • использование технологии педагогического проектирования; 
  • реализация обновленных подходов к повышению квалификации педагогических кадров: усиление субъектной позиции педагога в повышении квалификации: разработка и реализация педагогами индивидуальных образовательных маршрутов на основе самодиагностики и самоанализа;
  • личностно-ориентированный подход (весь методический процесс строится от личности педагогов, их опыта знаний, профессиональных интересов и умений). 

 Ориентиры деятельности:

  • реализация системного подхода; 
  • выявление готовности учителя работать в инновационном режиме;
  • диагностические, аналитические мероприятия; 
  • разработка комплексно-целевой программы (методический сервис);
  • организация работы учителей по освоению и внедрению обновленных образовательных технологий, создание технологичной информационно-образовательной среды (информационно технологический сервис); обобщение и распространение опыта.  

Приоритетные направления методической   работы:

Организационное обеспечение:

1. Совершенствование опыта работы   педагогов    по использованию информационных технологий и внедрения их в образовательный процесс;

2. Повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательного процесса, через проведение методических и предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;

3. Обеспечение эффективного функционирования научного общества учащихся;

4.Совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.

 Технологическое обеспечение:

1.Активное внедрение в практику продуктивных современных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на развитие личности ребенка;

Информационное обеспечение:

1.Изучение документов федерального и регионального уровней, регламентирующих введение обновленных ФГОС;

2.Продолжить подбор методических и практических материалов методической составляющей образовательного процесса через использование Интернет-ресурсов, электронных баз данных и т.д.;

3.Создание банка методических идей и наработок учителей школы; 

4.Разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям. 

Создание условий для развития личности ребенка: разработка концепции воспитательного пространства 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы;

1.Психолого-педагогическое сопровождение обучения;

2.Изучение особенностей индивидуального развития детей;

3.Формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;

4.Создание условий для обеспечения профессионального самоопределения учащихся.

Создание условий для укрепления здоровья учащихся:

1.Отслеживание динамики здоровья учащихся;

2. Разработка методических рекомендаций педагогам   по использованию здоровье сберегающих методик и преодолению учебных перегрузок   обучающихся.

Диагностика и контроль результативности образовательного процесса

1.Контроль качества знаний учащихся;

2.Совершенствование механизмов независимых экспертиз успеваемости и качества знаний учащихся;

3.Совершенствование у обучающихся общеучебных и специальных умений и навыков, способов деятельности;

4.Диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуально групповых занятий и элективных курсов. 

Формы методической работы:

1.Тематические педсоветы.

2.Научно-методический совет.

3.Предметные и творческие объединения учителей.

4.Работа учителей по темам самообразования.

5.Открытые уроки.

6.Творческие отчеты.

7.Предметные недели.

8.Семинары.

9. Консультации по организации и проведению современного урока.

10.Организация работы с одаренными детьми.

11. «Портфолио» учителя и ученика

12 Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.

Технология направления деятельности методической службы:

  • Планирование и организация деятельности методических объединений педагогов
  • Организация обучающих мероприятий
  • Обеспечение выполнения учебных программ
  • Обобщение передового педагогического опыта

Информационно-методическое обеспечение

  • Утверждение списка УМК для уровней обновленных ФГОС НОО и
  • Подбор методического материала для проведения педагогических и методических советов, семинаров, конференций (по плану работы школы).
  • Создание банка данных программно-методической, нормативно-правовой,
  • научно-теоретической информации.
  • Удовлетворение запросов, потребностей учителей в информации профессионально-личностной ориентации.
  • Систематизация материалов, поступающих в методический кабинет.
  • Оформление материала по обобщению опыта творчески работающих педагогов.
  • Пополнение банка данных о ППО работников школы.
  • Оказание методической помощи молодым педагогам.

Инновационная деятельность

  • Определение перспектив и задач инновационного развития ОУ
  • Инновационный потенциал педагогического коллектива (анализ качественного уровня кадров)
  • Управление развитием инновационного потенциала: 
  • развитие инновационного потенциала педагогов
  • развитие связей с профессиональным сообществом
  • создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив.